XIII МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НОВЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА»
На межрегиональной научно-практической конференции, которая состоялась 23 ноября 2018 года на базе НГГТИ, обсуждались актуальные проблемы развития системы профессионального образования на современном этапе. В работе конференции приняли участие представители министерства образования Ставропольского края, бизнес сообществ и работодателей, руководители и педагогические работники профессиональных образовательных организаций, руководящий и профессорско-преподавательский состав организаций высшего образования Ставропольского края, Кабардино-Балкарской республики, Ростовской области, аспиранты, студенты. Общее количество участников конференции составило свыше 200 человек.
Открыла мероприятие Булах К.В., кандидат психологических наук, доцент, руководитель научно-исследовательской части ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт». Далее слово было предоставлено Буркиной И.В., консультанту отдела профессионального образования министерства образования Ставропольского края, которая поприветствовала участников конференции, отметила актуальность обсуждаемых на конференции проблем и пожелала плодотворной работы. Ректор НГГТИ Фролко С.В. выразил признательность министерству образования Ставропольского края за оказанное доверие и высказал пожелание участникам конференции конструктивно обсудить актуальные проблемы в сфере профессионального образования с учетом мнений широкого круга ученых и практиков, дать анализ существующим тенденциям развития профессионального образования с целью его оптимизации.
На пленарном заседании с докладами выступили: Чумак Татьяна Григорьевна, кандидат педагогических наук, специалист по учебно-методической работе кафедры управления образовательными системами ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт, тема доклада: «Проблемы реализации национального проекта создания сети Центров опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП)»; Минайло Игорь Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент, директор ГБПОУ «Невинномысский энергетический техникум», тема доклада: «Вариативные подходы к практико-ориентированному обучению студентов ГБПОУ «Невинномысский энергетический техникум»); Зурман Мария Александровна, методист краевого центра инклюзивного и дистанционного обучения, г. Ставрополь, тема доклада: «Основные направления работы по созданию инклюзивной образовательной среды в профессиональных образовательных организациях»; Балык Анна Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и психологии НГГТИ, тема доклада: «Интенсификация деятельности педагога профессиональной школы и синдром профессионального выгорания»; Чикильдина Наталья Анатольевна, кандидат педагогических наук, заместитель директора по учебной работе ГБПОУ «Григорополисский сельскохозяйственный техникум имени атамана М.И. Платова», тема доклада: «Внедрение сетевой модели профессиональной ориентации как условие повышения эффективности социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В рамках конференции работали три круглых стола: «Проблемы и перспективы развития современного профессионального образования», модераторы: Буркина И.А., консультант отдела профессионального образования министерства образования Ставропольского края; Бурцева Е.Т., начальник УМУ НГГТИ; «Проблемы совершенствования образовательного пространства, обеспечивающего личностную, социальную и профессиональную успешность обучающихся и педагогов», модератор Тартышева Н.А., проректор по социально-воспитательной работе НГГТИ); «Проблемы практико-ориентированного (дуального) обучения в профессиональных образовательных организациях и организациях высшего образования» образования, модераторы: Чумак Т.Г., специалист по учебно-методической работе кафедры управления образовательными системами НГГТИ; Булах К.В. руководитель НИЧ НГГТИ.
Заслушав и обсудив доклады на пленарном заседании, выступления на заседаниях круглых столов, участники конференции отмечают, что в профессиональном образовании продолжаются процессы трансформации и модернизации. Изменения, происходящие в государственной образовательной политике, в технологической, производственной и экономической сферах диктуют необходимость качественно нового уровня подготовки кадров. Это может быть достигнуто только путем перехода на инновационный путь развития, и на этом пути уже достигнуты определенные результаты. Однако остается еще много задач, которые необходимо будет решить в процессе совершенствования и стимулирования развития профессионального образования.
Конференция считает, что для совершенствования и стимулирования развития профессионального образования необходимо решение следующих задач:
- развитие инфраструктуры оценки качества профессионального образования, совершенствования методологии и организации независимой оценки качества образовательной деятельности, поддержки региональных практик профессионально-общественной аккредитации;
- систематическое изучение рынка труда в аспекте профориенационной работы со школьниками, будущей занятости выпускников, занятости взрослого населения (в том числе 50+) и учитывать его результаты при разработке основных образовательных программ, программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
- обеспечить приоритетный характер перечня ТОП-50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования (утв. Приказом Минтруда России от 2.11.2015 № 831) и потребностей региональной экономики при стратегическом управлении образовательной организацией;
- расширение практики участия обучающихся в региональных чемпионатах по стандартам Worldskills Junior с целью повышения профориентационной направленности регионального движения Worldskills Russia; совершенствовать организацию и проведение отборочных соревнований среди обучающихся внутри профессиональных образовательных организаций на право участия в Региональных чемпионатах «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia);
- создание условий для апробации проведения государственной итоговой аттестации обучающихся в форме демонстрационного экзамена с учетом требований стандартов Worldskills Russia и актуализированных ФГОС СПО;
- проведение промежуточной аттестации по завершении освоения профессиональных модулей с элементами демонстрационного экзамена;
- продолжить работу краевой инновационной площадки НГГТИ по оптимизации деятельности РУМО СПО Ставропольского края, по разработке методических рекомендаций, направленных на активизацию внедрения практико-ориентированных форм реализации образовательных программ, привлечению представителей организаций работодателей к разработке и реализации образовательных программ, независимой оценки квалификаций выпускников, созданию структурных подразделений на базе организаций работодателей;
- осуществление адресного сопровождения социально-профессиональной адаптации обучающихся с особыми образовательными потребностями (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся с ОВЗ и инвалиды, мотивированные и одаренные обучающиеся);
- способствование распространению в региональной системе образования положительного опыта организации инклюзивного образования (в том числе разработки адаптированных профессиональных образовательных программ) и профессиональной ориентации лиц с ОВЗ и инвалидностью;
- расширение практики использования современных форм и методов воспитательной работы с обучающимися; уделять особое внимание патриотическому, духовно-нравственному и историко-краеведческому направлениям в рамках формирования гражданской позиции обучающихся; создавать условия для повышения профессиональной компетентности педагогических работников системы профессионального образования в соответствии с требованиями профессиональных стандартов «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»;
- продолжить работу конференции в ежегодном формате.
Булах К.В., руководитель НИЧ,
Лоткова О.А., пресс-секретарь, фото Н. Магомедова,
корреспондент кружка журналистики НГГТИ