Выставка в библиотеке, посвященная Международному дню мира
Каждый год 21 сентября международная общественность отмечает Международный День мира. Этот день Генеральная Ассамблея ООН объявила днем укрепления идеалов мира среди всех стран и народов – как на национальном, так и на Международном уровне.
В 1981 году своей резолюцией Генеральная Ассамблея провозгласила День мира и установила его празднование как день всеобщего прекращения огня и отказа от насилия.
Для большинства людей мир - это повседневная реальность. На улицах городов спокойно, дети ходят в школу и в детский сад. Там, где устои общества прочны, бесценный дар мира может никем особенно и не замечаться. Однако для слишком многих людей в Современном мире этот дар - не более чем сказочная мечта. Они живут в атмосфере нестабильности и страха.
К тому же пандемия COVID - 19 продемонстрировала властность коллективных усилий по оказанию помощи каждому человеку в восстановлении и созданию более равноправного, справедливого и устойчивого мира. Пандемия сопровождается всплесками дискриминации и ненависти, которые приводят к гибели людей. Вирус атакует всех, вне зависимости от национальности и религиозных убеждений. Сталкиваясь с этим общим врагом человечества, мы должны помнить о том, что мы не враги друг другу. Чтобы оправиться от разрушительных последствий пандемии, мы должны заключить друг с другом мир.
Современные технологии помогают обучающемуся оперативно найти необходимую информацию, избавляют его от напряженной умственной работы, формируют привычку к поиску быстрых ответов в сети; как результат, утрачивается способность воспринимать большие тексты. Специалисты пишут о реальном риске деградации речи, а вместе с ней и мышления, поскольку оно редуцируется до нажатия пользователем на буквы клавиатуры компьютера. Если школьник или студент не имеет развитой практики живого общения, формирования и формулирования мысли и речи, мышление у него не формируется. Японский исследователь Матасаки в этой связи подчеркивает, что «мобильные технологии, хотя и освободили нас от целого ряда повседневных трудностей, но они же теперь ослабляют нас и губят… люди постепенно утратят способность думать». Об этом можно прочитать в статье Гафурова И.Р. и др. «Трансформация обучения в высшей школе во время пандемии: болевые точки» Высшее образование в России, - 2020.-№ 10.-с. 101-111.
Пандемия коронавируса COVID - 19 и ее последствия могут привести к невыполнению национального проекта «Образование» в части увеличения количества иностранных обучающихся. Пандемия коронавируса резко изменила все, что связано с обучением иностранных граждан. По мнению европейских исследований у 27% иностранных студентов изменились планы, связанные с профессиональной подготовкой за рубежом. 40% потенциальных иностранных студентов не будут в этом году поступать в зарубежные университеты, а 70% из тех, кто прервал свое обучение за границей, не планирует возвращаться на место учебы.
Судя по всему, негативная ситуация складывается и в российской системе высшего образования. Это, в свою очередь, не позволит выполнить в полном объеме план по наращиванию до 425 тыс. иностранных обучающихся к 2024 году, как предусмотрено национальным проектом «Образование». Необходимо принять решение об изменениях, связанных с приемом, зачислением и обучением иностранных и российских граждан с предыдущим иностранным образованием, которые пожелают обучаться в российских образовательных организациях. Об этом можно прочитать в статье Нуцалова А.Х., Шевченко Е.В. «Международная мобильность: риски и пути выхода из кризиса». Аккредитация в образовании № 3, 2020.-с.5-11.
Сегодняшний праздник, установленный ООН в 1981 году, охватывает миллионы людей, многие страны и регионы, где силами общественности и молодежных организаций проводятся различные акции и мероприятия. Ведь День призван заставить людей не только задуматься о мире, но и сделать что-нибудь ради него.
ООН предлагает всем странам и народам в этот День прекращать все военные действия и отмечать этот День проведением образовательных и общественно информационных акций по проблемам мира. А также использует празднование Международного Дня мира, для привлечения внимания к своей разносторонней работе в поддержку мира, обмену информацией и практическим опытом деятельности по его достижению.
Каждый год День мира посвящен определенной теме. Так, в разные годы он проходил под девизами: «Права человека и поддержание мира», «Разоружение и нераспространение», «Молодежь за мир и развитие», «Мир и демократия: выскажи свое мнение», «Устойчивый мир ради устойчивого будущего», «Образование в духе мира» и др.
События последних лет - терроризм, военные расходы, глубокие противоречия, разделяющие народы и отдельных людей во всем мире, климатический кризис, вирусы, обусловили беспрецедентную актуальность Международного дня мира сегодня.
На эту тему в читальном зале НГГТИ организована книжная выставка «Мир во имя жизни».
Е.А. Дмитриева, библиотекарь