Мастер-класс «Теория поколений: вызовы традиционной педагогике. Коучинг-осознанная компетентность педагога»

1  1  1

20 ноября 2019 года в рамках Международной научно-практической конференции «Инновационные технологии в психологическом сопровождении субъекта профессиональной деятельности» прошел мастер-класс «Теория поколений: вызовы традиционной педагогике. Коучинг-осознанная компетентность педагога». Ведущие: Савина Юлия Валерьевна, заведующая МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 27 «Ласточка» с приоритетным осуществлением познавательно-речевого направления развития воспитанников», г. Невинномысск и Казакова Наталья Владимировна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 27 «Ласточка» с приоритетным осуществлением познавательно-речевого направления развития воспитанников», г. Невинномысск.

На мастер-классе присутствовали педагоги, студенты НГГТИ, руководители методических объединений, гости. «Теория поколений» была создана в 1991 г. американскими учеными Нейлом Хоувам и Вильямом Штраусом. Она стала популярной и была адаптирована для большинства стран мира. В России её популяризировала Евгения Шамис. Согласно «Теории поколений» каждые 20-25 лет рождается новое поколение людей, имеющие общие черты характера, привычки и особенности. Хоув и Штраус дали название и составили характеристику для каждого из поколений. Данная теория интересна тем, что активно используется в практике маркетологов, специалистов по рекламе и менеджерами. И, конечно, теория поколений представляет большой интерес для современного образования. Остановимся подробно на теме, представленной авторами мастер-класса.

Коучинг как форма повышения педагогической компетентности.

4  4  4

Фраза «Век живи – век учись» впервые прозвучала из уст философа Луция Аннея Сенеки как: «Век живи – век учись тому, как следует жить». Способность к обучению у человека заложена с самого рождения и на протяжении всей своей жизни человек осознанно или неосознанно обучается и развивается

Всю жизнь нас обучают, приучают и научают, как действовать правильно. Это важный навык, но он губительно отражается на нашей способности очутиться там, где хотим и сделать то, что хотим, а не то, что НАДО.

Для каждого человека слово «НАДО» несет индивидуальный смысл. Наша задача – с помощью коучинговых технологий раскрыть потенциал каждого педагога с целью максимального повышения его эффективности (Т. Гэллвэй).

Сегодня слово «коучинг» стало модным. С венгерского «кочи» - повозка (городок Кокс, где производились конные экипажи). Слово ассоциировалось с извозчиками, которые направляли движение. Коучинг – английское слово, напрямую заимствованное из этого языка, где «coaching» означает тренировку, обучение, в процессе которого клиент получает новый, более широкий взгляд на свои возможности, освобождается от стереотипов и использует свое новое состояние для профессионального или личностного роста. Он не столько учит, сколько помогает учиться. Суть коучинга – повышение осознанности и ответственности вне зависимости от того, на кого он рассчитан: на отдельного человека, команду или самого себя.

Коучинг фокусируется на настоящем и будущем, на собственных силах человека, на его целях и желаниях. Основываясь на уникальности человека коучинг предполагает, что человек сам способен определить лучшее для себя, максимизировать личный и профессиональный потенциал, который, возможно, несколько «застрял» на определенном этапе.

Коуч не предлагает разные решения вопросов, а только поможет интегрировать изменения, получить новые навыки и сформулировать цели и убедиться, что это работает

Коучинг в сфере образования рассматривается как положительное сотрудничество субъектов образовательного процесса, которое помогает достигать высоких результатов во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в сфере обучения (Е.А. Цыбина, Н.М.Зырянова).

Коучинг формирует готовность педагогов к саморазвитию, проектирует и конструирует образовательную и воспитательную среду, помогает строить образовательный процесс с учетом индивидуальных личностных качеств.

Обучение принципам коучинга несет огромную пользу и для педагогов, так как они могут по-новому выстроить процесс обучения и воспитания, ориентируясь не на принуждение воспитанников, а на свободную реализацию различных подходов, в том числе нестандартных

Как пишут Э. Парслоу и М. Рэй, «вы не можете никого ничему научить, прежде чем человек сам этого не захочет; вы можете привести лошадь на водопой, но не в ваших силах заставить ее пить!»

Коучинг - это средство содействия, помощи другому человеку в поиске его собственных решений или его (ее) продвижения в любой сложной ситуации. Коучинг - это инструмент для оптимизации человеческого потенциала и эффективной деятельности.

Собственно, коучинг может рассматриваться и в качестве метода планирования собственной жизни, управления ее изменениями и развитием. Целью в этом случае является создание самого себя как личности с необходимыми, желаемыми качествами и характеристиками.

Участники мастер-класса выразили огромную благодарность организаторам.

Чурова Ю., Панкратова К., Григорьян М., Астахова Л.,
корреспонденты КЖ НГГТИ

4  4