Определение экстремизма в России

В последние годы в общественной жизни России активизировалось такое антиобщественное явление, как экстремизм, содержащее реальную угрозу национальной безопасности. Согласно материалам МВД РФ, начиная с 2009 года и по настоящее время на фоне снижения общего числа преступлений, регистрируемых в Российской Федерации, преступления экстремистской направленности имеют устойчивую тенденцию к росту – до 20 процентов в год. Причины роста данных деяний связаны с социально-экономическими проблемами в обществе. Экстремизм становится одной из трудно изживаемых и наиболее опасных характеристик общественной жизни.

Согласно статистике МВД, ФСБ, более 90 процентов членов экстремистских организаций – это молодые люди в возрасте до 30 лет, более половины из них – несовершеннолетние. Они же составляют 80 процентов от всех совершавших преступления экстремистской направленности, в том числе все убийства по мотивам национальной, расовой и религиозной ненависти.

В России юридическое определение того, какие действия считаются экстремистскими, содержится в статье 1 Федерального Закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

В соответствии с поправками от 29 апреля 2008 г. к экстремистской деятельности (экстремизму) относятся:

  • - насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
  • - публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
  • - возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
  • - пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • - нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
  • - воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
  • - воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
  • - пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;
  • - публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
  • - публичное заведомо ложное обвинение лица, занимающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
  • - организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
  • - финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

Противодействие экстремизму занимает важное место в работе Совета Безопасности Российской Федерации и Национального антитеррористического комитета. На уровне субъектов Российской Федерации сформированы антитеррористические комиссии, под руководством глав регионов работают постоянно действующие координационные совещания по обеспечению правопорядка.

Противодействие экстремистской деятельности основывается на следующих принципах:

  • - признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;
  • - законность;
  • - гласность;
  • - приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;
  • - приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;
  • - сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;
  • - неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.

За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке. В целях обеспечения государственной и общественной безопасности по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, лицу, участвовавшему в осуществлении экстремистской деятельности, по решению суда может быть ограничен доступ к государственной и муниципальной службе, военной службе по контракту и службе в правоохранительных органах, а также к работе в образовательных учреждениях и занятию частной детективной и охранной деятельностью.
Классификация преступлений экстремистской направленности:

  • - преступления, посягающие на национальное, расовое, религиозное равноправие (ст. 282, 282.1, 282.2 УК РФ);
  • - деяния, посредством которых согласно примечаниям к ст. 281.2 УК РФ осуществляется экстремистская деятельность (ст. 148, 149, 213, 214, 243, 244, 280 УК РФ);
  • - преступления с «экстремистской мотивацией» (п. «л» ч.2 ст.105, п. «е» ч.2 ст.111, п. «е» ч.2 ст.112 УК РФ, п.«б» ч.2 ст.116 УК РФ, п.«з» ч.2 ст.117 УК РФ, ч.2 ст.119 УК РФ, ч.4 ст.150 УК РФ).
Версия для слабовидящих